Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Психология » Работа психолога по снижению уровня агрессии у младших школьников


Работа психолога по снижению уровня агрессии у младших школьников

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, проявляющими агрессию в поведении».
                                                                                                                                               Педагог-психолог
                                                                                                                                               МБОУ Балахтинская СОШ №1
                                                                                                                                               Иванова Наталья Валериевна
       Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.       
     Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье маленьких детей год от года ухудшается. Особенно страдает ранимая и неустойчивая психика детей, которая оказывается перегруженной, и влечет за собой различного рода агрессивные проявления в поведении. На данный момент у детей младшего школьного возраста все чаще  в рамках учебной деятельности  наблюдается проявление  агрессии в поведении. Поэтому,  одна  из важных задач   в образовательном учреждении - это оказание психологической помощи детям младшего школьного возраста,  проявляющим агрессию в поведении и поддержка  родителей, педагогов  работающих с детьми, у которых проявляется агрессия в поведении.
    Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Опираясь на личный опыт работы с агрессивными детьми,  хочу выделить следующие причины:
• стремление привлечь к себе внимание сверстников;
• стремление быть главным;
• защита;
• подражание действиям и поведению взрослых, родителей.
   Свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандирующие культ насилия.
    Каждый конкретный случай агрессивности у ребенка требует анализа и по возможности устранения причины. В связи с этим формируется алгоритм взаимодействия с педагогом для сопровождения агрессивного ребенка. Он включает в себя несколько шагов:
1. Получение запроса, первичная беседа. Чаще всего запрос педагогов касается поведенческих проблем.  Беседа с учителем  начинается  с вопроса о том, каким он видит конкретного ребенка, насколько обсуждаемая ситуация естественна для этого ребенка. Затем  спокойно и заинтересованно выслушиваю  не только жалобы и претензии педагога, но и его суждения о причинах поступков ребенка.
2. Наблюдение – этот метод  в своей работе с детьми   применяю часто, так  как, тесты, эксперимент, опрос сложны для изучения  детского поведения. Наблюдение начинаю с постановки цели и алгоритма наблюдения.
Например:
Цель: выяснить причину агрессивного поведения обучающегося.
Таким образом, алгоритм наблюдения будет таковым:
Деятельность учителя ( модель поведения учителя в рамках учебной деятельности) Деятельность ученика
- Стиль общения
- Эмоциональный настрой
- Способы оценки ответов ученика
-       Межличностное отношение со сверстниками.
-        Ведущий мотив.
В работе с родителями использую следующие  анкеты и опросники:
Критерии выявления агрессивного ребенка
Поставьте галочку в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания
Ребенок:                                                     Да Нет
1.  Спорит, ругается с взрослыми   
2. Теряет контроль над собой   
3. Винит других в своих ошибках   
4. Завистлив, мстителен   
5. Сердится и отказывается что-либо сделать   
6. Специально раздражает людей   
7. Отказывается подчиняться правилам   
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его   
(Сосчитайте количество ответов «да».
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.)

Анкета «Признаки агрессивности»
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».
Ребенок:                                                    Да Нет
1.  Злой дух временами вселяется в него   
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен   
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же   
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться   
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки   
6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение   
7. Он не прочь подразнить животных   
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним   
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих   
10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот   
11. Часто не по возрасту ворчлив   
12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного   
13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других   
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых   
15. Легко ссорится, вступает в драку   
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми   
17. У него нередки периоды мрачной раздражительности   
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится   
19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех   
(Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте количество ответов «да».
Высокая агрессивность – 15-19 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.)

3. Диагностика. Для  уточнения запроса и раскрытия причин поведенческих проблем у ребенка использую  такие методики как:
• Рисуночные методики ( «Несуществующее животное», «моя семья» и др.);
• Р. Желя- межличностное отношение в семье.
     После  наблюдения и обработки диагностического материала делаю вывод о причинах проявлениях агрессии в поведении у ребёнка. Одной из приведённых выше причин агрессии у детей младшего школьного возраста чаще всего является -  «стремление привлечь к себе внимание сверстников, родителей».
4. консультирование педагогов и родителей
Главная  рекомендация родителям агрессивных детей заключается в том, чтобы:
1. Ребёнок всегда должен чувствовать, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
2. Научите малыша выражать эмоции более приемлемыми методами. Постараться вместе, в спокойной обстановке, разобраться, что вызвало у него проявление злобы или агрессии. Разработать вместе план, как себя вести в следующий раз, когда он сердится – например: отойти в сторону, глубоко дышать, слушать успокаивающую музыку».
3. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
4. Воспринимайте эмоции малыша такими, какие они есть. Объясните ему, что испытывать гнев, также как и радоваться, волноваться или переживать – это бывает со всеми. Предоставлять ребенку возможность выразить свои эмоции в игровой форме (например, с помощью кукол, игрушек или рисунков). Научите ребенка словам, обозначающим эмоции: «я разозлился», «мне грустно», «у меня плохое настроение», и т.д. Эти простые выражения помогут ребенку передать происходящее в его внутреннем мире.
5. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
    Также в помощь    родителям,  у которых дети  часто проявляют агрессию в поведении выдаю различные памятки. Вот пример одной из них:
Памятка для родителей  «Шесть рецептов избавления от гнева»
Содержание Пути выполнения
№ 1
  Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно • Слушайте своего ребенка.
• Проводите вместе с ним как можно больше времени.
• Делитесь с ним своим опытом.
• Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах
• Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
№ 2
  Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия • Отложите дела или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
• Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
№ 3
  Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии • Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
• «Я очень расстроен(а), хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».
или:
• «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
№ 4
  В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить • Примите теплую ванну, душ.
• Выпейте чаю.
• Позвоните друзьям.
• Сделайте «успокаивающую» маску для лица (если вы женщина).
• Просто расслабьтесь, лежа на диване.
• Послушайте любимую музыку.
№ 5
  Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев • Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
• Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-нибудь приятном) и ситуацией.
№ 6
  К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям • Изучайте силы и возможности вашего ребенка.
• Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
• Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
В работе с педагогами, даю следующие рекомендации:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка  - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста…");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты…").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков.
3. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
4. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Т.е. поведение педагога должно быть направленно на снижение напряжения в конфликтной ситуации.
- нерефлексивное слушание - это слушание без анализа,  дающее возможность ребёнку высказаться. Все, что нужно делать - поддерживать речь ребёнка, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- признание чувств ребенка.
5. Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционную ра¬боту с агрессивными детьми, на наш взгляд, целе¬сообразно проводить в четырех направлениях:
Работа с гневом (т.е. обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева).
Обучение детей навыкам  саморегуляции и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Отработка навыков общения в воз¬можных конфликтных ситуациях;
     При проведении занятий  использую такие методы как:
 Арт-терапия
 Игры-релаксации
 Ролевые игры
 Беседа
 Рефлексия
В своей работе педагоги могут самостоятельно применять игры и упражнения на сплочение детского коллектива, на  взаимодействие со сверстниками, на  снятие у детей эмоционального напряжения. Игры  способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

                                                                                              Приложение
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ
«Маленькое привидение»
Цель: Научить агрессивного ребенка в приемлемой форме выплеснуть накопившийся   гнев. 
Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми!»

«Сороконожка»
Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Содержание: Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка  начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.
«Волшебные шарики»
Цель: Снятие у детей эмоционального напряжения.
Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладош-ки стеклянный шарик— и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, поды¬шите на него, согрейте его своим дыханием, от¬дайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очере¬ди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

«Мой хороший попугай»
Цель: Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе
Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.
Игру лучше проводить в медленном темпе.

«Цветик-семицветик»
Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать
поведение.
Содержание: Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из семи лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.
В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя.
Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.   

«В тридевятом царстве»
Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установления взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Содержание: Взрослый и ребенок  (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаге. Изображая героев, запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка  поместить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.
Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».
Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?»

«Эмоции героев»
Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.
Содержание: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.
По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…
В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе.
Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Липучка»
Цел: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.
Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку. Присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои сети
других.
Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры,  замедляется по мере ее проведения.
 
«Котик»
Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе. 
Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
 нежится на солнышке (лежит на коврике);
 потягивается;
 умывается;
 царапает лапками с коготками коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка».

«Серебряное копытце» (Павлова Я.А.)
Цель: Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.
Инструкция: Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
Примечание: Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

0

2

Замечательная подборка игр для обучающихся 1-2 классов. В свою коррекционную работу обязательно включу некоторые из них.

0


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Психология » Работа психолога по снижению уровня агрессии у младших школьников