Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Дефектология » Коррекционно-развивающее занятие


Коррекционно-развивающее занятие

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия
Ф.И.О. учителя-дефектолога: Лакова  Екатерина  Михайловна.
Класс:  4 (бучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой степенью умственной отсталости)
Предмет: математика
Тема:  «Трехзначные числа.  Действия с ними» (Материал дается с опережением, исходя из возможностей         обучающихся).
Цели: 
-подготовка учащихся к обучению математике в 5 классе;
          - развивать у учащихся навыки записи и чтения трехзначных чисел;
- развивать у учащихся навыки сравнения трехзначных чисел;
         - формировать у учащихся знания разрядного состава числа;
- развивать умение учащихся складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд по алгоритму.
         

Коррекционные цели:
-формировать у учащихся умение сотрудничать, давать оценку своим действиям;
- развивать у учащихся концентрацию внимания, зрительное восприятие;
-развивать у учащихся навыки словесно-логического мышления;
- развивать у учащихся операции мышления: дифференциацию, классификацию.
Оборудование:
- алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд;
- раздаточный материал;
- набор цифр;
-графические рисунки домиков;
- « Маршрут достижений» - карта  целеполагания, самооценки.





Ход занятия.

этап Название этапа Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые методы, формы Базовые учебные действия
            Познавательные Регулятивные Коммуника
тивные Личност
ные
I

Орг. момент.

Приветствие.



Нацеливаю обучающих
ся на работу.


Готовят рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Индивидуальная форма работы.

Умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Выражение положительного отношения к процессу обучения.


II
Актуализация знаний.
































- Сегодня мы отправимся в путешествие в необычный город под названием Числоград.

-Как вы думаете, почему он так называется, кто в нем живет?
- Для того, чтобы попасть в город, нам нужно знать код замка, которым закрыты ворота в Числоград.
- Составим числа (у каждого набор цифр), из которых состоит код.
-число, в котором 8 десятков, 7 сотен, 6 единиц;
-число, в котором 8 сотен, 6 десятков, 7 единиц;
- число, в котором 8 единиц, 7 десятков, 6 сотен.
786, 867, 678.

-Прочитайте числа, что можете о них сказать? (трехзначные, записаны одинаковыми цифрами, цифры поменяли места)
-Что происходит с числом, если цифры меняют места? (меняются местами разрядные единицы, число увеличивается или уменьшается)
-Назовите наибольшее число. Почему?
-Назовите наименьшее число. Почему?
-Как вы узнали, что число больше или меньше другого?
(сравнили)
-Как сравниваем числа?
(по разрядным единицам)
- Для чего должны уметь читать и записывать трехзначные числа?
-Как справились с заданием?
-Какие знания, умения использовали при выполнении задания?
-В чем испытали трудность? Почему?



Задаю обучающим
ся вопросы.


Предлагаю учащимся составить трехзначные числа.





Задаю учащимся вопросы.





Отвечают на вопросы.



Работают с раздаточным материалом, составляют числа из цифр.





Отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы. Метод наблюдения

Метод беседы.

Фронтальная форма работы.




Закреплять понятие трехзначных чисел, уметь называть разрядные единицы, уметь сравнивать числа.








Умение ориентироваться в предложенном материале, проводить анализ.




Формирование  умения слушать и слышать.

















Учащиеся участвуют в обсуждениях. Формирование умения общаться, уметь слушать друг друга, оказывать помощь



























Умение не бояться своих ошибок.
III Этап целеполагания -Продолжаем путешествие, дальше оно будет еще интересней.
-Как вы думаете, чем будем заниматься в этом путешествии?
- Что вы умеете делать с трёхзначными числами?
( Читать, записывать, сравнивать, называть разрядные единицы )
- Что еще можно делать с числами?  (складывать и вычитать).
-Как удобно складывать и вычитать трехзначные числа? Как захочу или в определенной последовательности?
( в определенной последовательности)
-Как называется такая последовательность?
(алгоритм)
- Что будем делать?
(складывать и вычитать трехзначные числа по алгоритму).
-Каждый определит себе маршрут достижений.
- Заполните маршрутную карту, на начало занятия, поставьте + в ту строку, если вы считаете, что это вам известно, и ? если это вам не знакомо.
- Над чем сегодня будет работать Максим, Артур, Юра?

Задаю обучающим
ся вопросы, подвожу их к определению темы занятия.













Предлагаю учащимся повторить алгоритм.



Предлагаю заполнить карту.
Отвечают на мои вопросы, определяют тему занятия.

















Повторяют алгоритм сложения и вычитания.



Выясняет каждый свою трудность на начало занятия, заполнив карту, ставят перед собой задачи.

Метод беседы, фронтальная форма работы. Умение отвечать на поставленные вопросы.














Умение принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел. Понимание учебной задачи,
формулирова
ние темы и цели урока.





Формирование умения вступать в диалог, точно выражать свои мысли Самоопределение,
умение выявлять свои трудности.















IV













Актуализация знаний.









Продолжаем движение.
- Из чего состоит город?(из домов, улиц)
-Что есть на каждом доме? (номер)
-Для чего пишут номера на домах?
ДОМИКИ.
- Прочитайте номера домов.

897, 786, 675, 564, 453.

-Расставьте числа в порядке убывания;
-Посмотрите,  как изменяются числа?
-Что с ними происходит?
(уменьшается каждая разрядная единица на 1, все число на 111)
- определите номера, следующих 3х домов, запишите их.

(342, 231, 120)
-Что можете сказать об этих числах? Почему?  (трехзначные числа, записаны тремя цифрами)

Числа эти не простые. Они волшебные, чтобы в этом убедиться, пользуясь алгоритмом, выполните   вычисления в столбик:

897 – 342      786 – 231    675 - 120

- Что волшебного в этих выражениях?
- Назовите предметы, состоящие из 5 элементов.
(5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды, 5 лепестков у цветка и т.п.)
-Выполните следующие вычисления.
675 + 120     564 + 231   453+342
-Почему эти математические выражения волшебны?
Оцените свою работу.
-Все ли вам удалось, кто испытывал трудность при выполнении задания, в чем она заключалась?
-Какие знания, умения использовали при выполнении задания?
-Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить задание?

ФИЗМИНУТКА
Показываю числа, хлопнуть столько раз, сколько в числе десятков, присесть столько раз, сколько в числе единиц, наклониться столько раз, сколько в числе сотен.
120, 231, 342.
Оцените свою работу.
-Какие знания, умения использовали при выполнении физминутки?

Задаю учащимся вопросы.


Предлагаю учащимся выполнить задание.


.Задаю учащимся вопросы.














Предлагаю учащимся выполнить задание.












Предлагаю учащимся отдохнуть, выполняя задание.



Предлагаю учащимся оценить свою работу, выявить возникшие трудности, назвать причины трудностей.



Выполняют предложенное задание по алгоритму.

(работают по цепочке)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, указывают на трудности (если были), называют причины трудности ( если они были).







Выполняют вычисления по алгоритму, наблюдают, делают выводы.











Выполняют задание.






Оценивают свою работу, указывают на трудности (если были), называют причины трудности ( если они были).
Метод наблюдения,
Практический  метод.
Метод беседы.
Фронтальная форма работы.

1. Умение понимать и объяснять  алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.











Умение выполнять работу в соответствии с заданным планом;












Формировать свои мысли в устной форме,








































V
Творчес
кое примене
ние
знаний.
Наше путешествие подходит к концу. Чтобы его завершить мы должны разгадать шифр замка к выходу.
-В каждом городе встречаются достопримечательности. Что к ним относится? (театры, музеи, памятники, необычные здания)
-В нашем городе встречаются необычные задания.
- Что увидели в предложенном задании?
-Какой вывод можно сделать?

(одинаковые фигуры обозначают одинаковые числа)

568 -      =

       - 104 =

124 + 130=

      + 106 =

- С какого выражения нужно начать вычисления, почему?
-Вычислить устно, записывая компоненты действий  в геометрические фигуры.
2)       568-254=314
3)       314-104=210
1)       124+130=254
4)       210+106=316
-Как вы думаете, какое число будет шифром к замку? Почему?
Предлагаю выполнить задание.
Задаю учащимся вопросы.

















Предлагаю учащимся выполнить задание.
Отвечают на вопросы, ищут путь решения поставленной задачи.


















Группируют числа, объясняют.

Называют разрядные единицы, объясняют значение 0 в числе.
Практический метод. Метод беседы. Индивидуальная форма работы.













Умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать     Умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.




VI
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Где вы сегодня побывали?
Что было необычным?
-Какие задачи ставили перед собой на урок?
- Что должны были повторять?
-Чему должны были учиться?
-Достиг ли каждый того, что планировал?
Оцените свою работу на уроке и работу товарищей.
Заполнить карту.

Эмоциональная оценка.
Могу похвалить себя за то, что….
Сегодняшний урок показался мне…..

Задаю учащимся вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.
Анализируют успешность достижения цели, заполняют карту.

Метод беседы, фронтальная, индивидуальная формы работы.    Соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности

Умение участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Оформлять речевое высказывание,
используя термины, представляя свою позицию.

Осуществление самоконтроля. Самооценивание выполненной работы, взаимооценивание.

Маршрут достижений
ФИ_______________________________________________________________________

Начало урока Конец урока
Это я умею, владею. Здесь я испытываю трудность. Это мне нужно закрепить. Это я умею, владею. Здесь я испытываю трудность. Это я закрепил.
Я умею читать трехзначные числа.           
Я умею записывать трехзначные числа.           
Я знаю разрядные единицы трехзначных чисел.           
Я умею сравнивать трехзначные числа.           
Я владею приемами  сложения трехзначных чисел по алгоритму.           
Я владею приемами вычитания трехзначных чисел по алгоритму.           

Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия
Ф.И.О. учителя-дефектолога: Лакова Екатерина Михайловна.
Класс:  3 (бучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с легкой степенью умственной                                          отсталости).                           
Предмет: русский язык.
Тема: «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных».
Цели:
-учить обучающихся распознавать  одушевленные  и неодушевленные  имена существительные;
-развивать умение обучающихся задавать вопросы к именам существительным как части речи;
-формировать и развивать у обучающихся правильную связную речь;
-развивать у обучающихся навыки понимания прочитанного;
-формировать у обучающихся умение сотрудничать, давать оценку своим действиям.
Коррекционные цели:
- развивать у обучающихся концентрацию внимания, зрительную память;
- развивать у обучающихся навыки словесно-логического мышления;
- развивать у обучающихся операции мышления: дифференциация, классификация.
Оборудование:
-ноутбук;
-слайдовая презентация;
-раздаточный материал;
-предметные картинки;
-смайлики:
          - карта  целеполагания, самооценки «Это я знаю, здесь я испытываю трудность, это мне нужно узнать»





Ход занятия.

этап Название этапа Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые методы, формы Базовые учебные действия
            познавательные регулятивные коммуникативные личностные
I

Орг. момент.

Приветствие.

Нацеливаю обучающихся на работу. Готовят рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность. Метод беседы.
Индивидуальная форма работы.

Умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Выражение положительного отношения к процессу обучения.


II
Актуализация знаний.





















































Прочитать предложения.
Солнце уходило за горизонт.
Лес  окутывала плотная  мгла.
-О каком времени суток вы прочитали?
-Как догадались?
-Как понимаете «солнце уходило»?
-Что значит «плотная мгла»?
-Что значит «окутывала»?
Выполнить задание в паре.
-выписать из первого слова третью букву, считая слева направо (Л);
-из второго слова – первую букву справа (О);
-из второго слова среднюю букву (Д);
- из второго слова второго предложения- букву, стоящую за букой О (К);
- из этого же слова – последнюю букву (А)
- Какое слово сложилось?
- Объяснить его значение.
Второе слово составить из букв второго предложения.
-найдите второе предложение, из второго слова второго слога выписать глухую согласную (К);
-из третьего слова выписать первую гласную (О);
- из последнего слова второго предложения выписать первую букву (М);
- из этого же слова выписать гласную (А);
- из слова ГОРИЗОНТ выписать букву, обозначающую мягкий согласный звук (Р).
- Прочитайте слова.
- Объясните значение слов.
-Задайте вопрос к каждому слову.
-Почему разные вопросы?

Раздаю карточки с предложениями.







Предлагаю учащимся выполнить задания, составить слова из букв, читаю местоположение буквы или характеристику звука.
Предлагаю детям объяснить значение слов.















Предлагаю учащимся выполнить задание и ответить на вопросы.




.

Читают предложения, отвечают на мои вопросы.






Находят нужную букву, записывают ее.

























Читают слова, объясняют значение слов, называют вопросы имен существительных, делят их на одушевленные и неодушевленные.





Практический метод, метод беседы.
Фронтальная форма работы.

Умение определять части суток из косвенной информации.











Ориентировка в пространстве, знания фонематического анализа.

























Раскрывать значение выражения «одушевленные
предметы», «неодушевленные предметы»;
- определять имена существительные одушевленных
и неодушевленных предметов и обосновывать
свое мнение.













Умение ориентироваться в предложенном материале, проводить анализ.














Формирование  умения слушать и слышать.














Взаимодействие в паре,
приходить к общему в совместной деятельности.
































Самооценивание выполненной работы.

III Этап целеполагания -Чем будем сегодня заниматься на уроке?
-Как будет звучать тема?
-Какую цель перед собой ставит каждый из вас?
-Чего должны достичь?
-Оцените свою работу. Все ли у вас получилось, в чем испытали трудность?
- Заполните карту «Это я знаю, это мне нужно узнать, здесь я испытываю трудность», на начало занятия, поставьте + в ту строку, если вы считаете, что это вам известно, и ? если это вы не знаете.
- Над чем сегодня будет работать Вероника, Данил?
Задаю обучающимся вопросы, подвожу их к определению темы занятия, помогаю поставить каждому перед собой цель и задачи.Предлагаю заполнить карту«Это я знаю, это мне нужно узнать, здесь я испытываю трудность».
Отвечают на мои вопросы, определяют тему занятия. Выясняет каждый свою трудность на начало занятия, заполнив карту«Это я знаю, это мне нужно узнать, здесь я испытываю трудность», ставят перед собой цель, задачи.



Метод прогнозирования, метод беседы.

Индивидуальная форма работы.
Умение отвечать на поставленные вопросы.














Понимание учебной задачи
формулирование темы и цели урока.
Формирование умения вступать в диалог, точно выражать свои мысли Самоопределение,
умение выявлять свои трудности















IV Актуализация знаний.















1.


















2. -Что знаете об имени существительном?

- Какой предмет обозначают имена существительные,  отвечающие на вопрос КТО?

- Какой предмет обозначают имена существительные,  отвечающие на вопрос ЧТО?

-Где эти знания можно применить?
-Мы применим знания в игре.

Ига «Задай вопрос»
(Я буду показывать вам картинки. Вы должны определить какой это предмет: одушевленный или неодушевленный и правильно задать вопрос)

- Какие знания вы применяли в этой игре?
- Какие трудности возникли при выполнении задания?
-Почему?
Оцените себя на данном этапе.

Умение находить существительные среди других слов.

Задание для Вероники:
-Среди данных слов найти имена существительные и разложить их на две группы: КТО? ЧТО? (слова записаны на карточках)
Стол, цветок, синий, бежит, морозный, учится, учитель, мороз, девочка, мышка,  цветок, стрекоза.

Задание для Данила.
-Рассмотреть картинки, разложить  их на две группы: КТО? ЧТО?

Проверка.
-Как справились с заданием?
-Какие знания, умения применяли, выполняя задание?
-Были ли трудности?
- Оцените себя на данном этапе, друг друга. Задаю учащимся вопросы.











Показываю учащимся предметные картинки.


















Предлагаю выполнить задание по дифференциации имен существительных от других частей речи.
Даю Веронике карточки со словами, Данилу – картинки. Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.










Задают вопросы к картинкам по очереди.



















Раскладывают слова на две группы.
Вероника работает со словами, Данил работает с предметными картинками.

Метод беседы. Фронтальная форма работы.












Практический метод. Фронтальная форма работы.












Практический метод.
Дифференцированная форма работы.






Метод беседы.













Умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Планирование деятельности по решению поставленной задачи, осуществление самоконтроля деятельности





Умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Формировать свои мысли в устной форме,
























Самооценивание выполненной работы























Самооценивание и взаимооценивание выполненной работы

V

Письмо по памяти.
Слайд.
- Посмотреть внимательно на картинки, запомнить.
(на слайде картинки с одушевленными и неодушевленными предметами)

-Данил записывает слова, отвечающие на вопрос КТО?
-Вероника записывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

Проверка.
-Как справились с заданием?
-Оцените себя.
-Какие знания, умения применяли на данном этапе?

Предлагаю выполнить задание на развитие концентрации внимания, зрительной памяти.



Задаю ученикам вопросы.

Рассматривают картинки на слайде, запоминают.


Выполняют задание индивидуально.

Оценивают свою работу и работу друг друга.

Практический метод.

Дифференцированная форма работы.



Метод беседы.

Умение дифференцировать одушевленные и неодушевленные имена существительные    
Осуществление самоконтроля.













Самооценивание выполненной работы


VI Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. -Что такое имя существительное?
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
-Какую цель вы ставили для себя?
-Достигли ли вы ее?
-В чем были затруднения, почему?
- Анализ и оценка успешности достижения цели.
- Выявление качества и уровня овладения знаниями.
Заполнить карту «Это я знаю, это мне нужно узнать, здесь я испытываю трудность»,
Выберите смайлик, который оценит вашу работу на занятии.


Задаю учащимся вопросы, предлагаю обобщить знания об имени существительном, предлагаю оценить уровень качества овладения знаниями при заполнении карты.

Оценить свою работу на уроке, эмоциональный уровень.
Отвечают на поставленные вопросы.






Анализируют успешность достижения цели, заполняют карту.

Выбирают смайлик, оценивающий эмоциональный уровень работы на уроке. Метод беседы.
Индивидуальная форма работы.
















Умение обобщать,классифицировать. Соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.
Оформлять речевое высказывание,
используя термины, представляя свою позицию.
Самооценивание выполненной работы


























«Это я знаю, здесь я испытываю трудность, это мне нужно узнать»

Начало урока Конец урока
Я знаю вопросы имен существительных.   
Я испытываю трудности при нахождении имен существительных среди других слов.   
Мне нужно узнать, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные   
Мне нужно узнать, как различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

0

2

Отличные занятия представил нам учитель-дефектолог,Лакова Е.М. Особенно ценным является использование на занятии листа самооценки обучающегося. Ведь для детей с нарушением интеллекта очень сложно дать объективную оценку своей деятельности и деятельности окружающих. Спасибо за находку!

0


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Дефектология » Коррекционно-развивающее занятие