Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Логопедия » Приёмы обучения фонематическим технологиям программы «Речецветик».


Приёмы обучения фонематическим технологиям программы «Речецветик».

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Хочу поделиться эффективной технологией развития фонетико-фонематических способностей детей  с речевыми нарушениями «Речецветик», которую я использую уже несколько лет.
Автор методики Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель кафедры психопатологии и логопедии ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург.

Материал я взяла из статьи "Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий" (биоадекватные технологии учебно-методического комплекса "Речецветик") и из книги "Речецветик".

Если кого-нибудь заинтересует данная методика, дам ссылки на статьи и подробно отвечу на вопросы.

Опытом работы по данной технологии я поделилась  на международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых  ученых «Молодёжь и наука XXI века г Красноярска, КГПУ имени В.П. Астафьева.

http://s3.uploads.ru/t/8oeMr.jpg

http://sh.uploads.ru/t/35fhl.jpg

Ссылка на видеоматериал
https://www.youtube.com/watch?v=iNgldIG2mAk

Краткое описание:

Мы знаем, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что эти звуковые человечки живут лишь в речевой стране Говорунии. Давайте познакомимся с ними и с их фонетическим миром.

-   Шесть гласных звуков [у, а, и, э, о, ы] - шесть девочек. Полуоткрытый рот у фигурок-символов говорит о свободном выдохе воздуха: гласные легко поются. Красный цвет платья-квадратика указывает на главную роль в словообразовании, колокольчики - на полногласие звуков, губы - на схематичную артикуляцию.

http://s8.uploads.ru/t/KMwci.jpg
http://sg.uploads.ru/t/VQb5M.jpg
http://sh.uploads.ru/t/tsyUL.jpg
http://s7.uploads.ru/t/anewZ.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Qnhvx.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Pft1s.jpg

Согласные звуки - мальчики. Эта мужская половина слов участвует в их строительстве и преобразовании на фундаменте гласных звуков. Сжатые губы - символ преград на пути выдыхаемого воздуха. Песенок у согласных не получается: они свистят, шипят, вибрируют, взрываются, их можно потянуть [ж - ж - ж], но не пропеть! Артикуляция у согласных не изображена. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным звуком дети должны уточнить положение губ и языка: подражая взрослому, глядя в зеркало (самоконтроль) и друг на друга (взаимоконтроль).
Звонкие согласные произносятся голосом и с шумом. Об этом напоминают колокольчики на их шапочках. Глухие согласные издают только шум, колокольчиков у них нет. Отличить звонкий от глухого можно, прикладывая руки к горлу: оно гудит или молчит.
Твердые согласные носят синие костюмы - квадраты. Характер у них строгий и рациональный. Они шипят строго [ш - ш - ш], стучат строго [т - т - тъ], рычат строго [р - р - р], но произносятся легко, без напряжения. Мягкие согласные одеты в зеленые костюмчики. Характер у них мягкий, сердечный. Они шипят нежно [щ - щ - щ], стучат нежно [ть - ть - ть] и даже рычат нежно [рь - рь - рь]. Это требует много сил. Вот почему произносятся они с напряжением.

http://s8.uploads.ru/t/GLcN2.jpg

-  Характеристика звуков осуществляется по вопросам звуковой анкеты, по своему содержанию напоминающей анкетирование человека. Фамилия звука зависит от его принадлежности к семье гласных или согласных. Имя передает непосредственное звучание. Отчество у звонких и глухих согласных определяется по наличию отца - Голоса. Характер бывает твердый или мягкий.
Сведения о новом звуке можно закрепить с помощью внешнего вида звукового человечка, по конфигурации губ, наличию колокольчика и цвету костюмчика.
Опорой для планомерной характеристики любых звуков (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий) служит опосредованная схема с атрибутами: приоткрытый рот - сомкнутые губы, колокольчик - перечеркнутый колокольчик, синий - зеленый квадратик.

http://sg.uploads.ru/t/NR6gc.jpg

-  Для выделения звука из заданного положения в слове нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы.
• При определении последнего звука в слове взрывной согласный можно «бросить» (сказать) на ладошку, слегка отделив его от предыдущих звуков. Соединяя след от воздушной струи с утрированным произношением звука, ребенок легко называет его.
• При подражании взрослому одновременно с произнесением взрывного согласного в любом положении в слове «поймать» его резким движением руки в кулачок, словно комара схватить.
• Гласные и щелевые согласные нужно потянуть, предварительно обратив внимание детей на самый длинный звук в слове. Во время его произношения предложить «поскользить» с ним словно по веревочке рукой: НОС__ОК, НОС__.
• Для нахождения слов с заданным звуком среди других слов можно «застукать» их: хлопнуть ладошкой, если услышишь заданный звук в слове (по принципу игры в «Баши»).
-  Особенное затруднение дети испытывают при определении первого звука в слове, когда это согласный в слиянии с гласным: ДОМ - [Д], а не [ДО]. К произношению отдельного звука нужно подходить постепенно.
• Выделять начальный взрывной согласный вне слияния, утрируя его произношение: К - ТО?
• Выделять начальный гласный вне слияния: А__ИСТ.
• Выделять начальный щелевой согласный при слиянии с гласным: С__УП.
• Выделить начальный смычно-щелевой согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение и слегка протягивая его: В__АТА.
• Выделять начальный взрывной согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение: К__ОТ.
При этом в момент произношения выделяемого звука можно подключить перечисленные ранее опорные сигналы.
- Знакомству со слогами предшествует ориентация в пространственной структуре слова. Дети учатся определять местоположение заданного звука в начале, середине и конце слов. Делать это можно с помощью:
- матрицы, состоящей из трех ячеек; при нахождении местоположения звука первая, средняя или последняя ячейка закрывается квадратной фишкой - синим или зеленым костюмчиком заданного звука или самим звуковым человечком;
- сюжетных символов. Например, при словарной теме «Осень» нужная ячейка за-крывается желтым листиком. При знакомстве с фруктами местоположение звука [и] отмечается соответствующей картинкой;
- разрезной трехчастной картинки звуковой птички, клюв которой - первый звук в слове, хвостик - последний, крылышки и лапки - все звуки из середины слова (по мотивам рассказов Бианки, в которых синичка Зинька по аналогии с собой определяла носик, серединку и хвостик года);

http://sh.uploads.ru/t/itgOr.jpg

- слово-домик, к началу, середине или концу которого можно прикладывать звукового человечка или фишку - квадратик;
- определение первых и последних звуков в их названии: «Найти носы» и «Вернуть хвосты» различным предметам.
-  Для определения местоположения звука в слоговой структуре слова используется символ слова-домика со слогами-подъездами.

• Уточнив порядковое место слога с заданным звуком, нужно закрыть фишкой или закрасить соответствующий квадратик - подъезд или «поселить» туда звукового человечка.
• Подбирая слово с заданным звуком в определенном слоге, желательно опираться на схематичное изображение. Например, двухподъездный домик, первый квадратик которого отмечен синей фишкой звука [л], подсказывает такие слова как ЛЫ-ЖИ, ПАЛ-КИ…

http://s3.uploads.ru/t/filbK.jpg

Отредактировано Алла Зинарева (2019-03-05 12:05:47)

0

2

Отличная методика, позволяющая детям в игровой форме сформировать  навыки звуко-буквенного анализа. Все первоклассники, которые к нам в школу поступают из речевой группы детского сада владеют звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом.Спасибо огромное!

0

3

Спасибо за опыт, Алла Камильевна!

0


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Логопедия » Приёмы обучения фонематическим технологиям программы «Речецветик».