Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Приёмы формирования УУД и БУД

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

13 декабря в МБОУ Балахтинская СОШ №1 состоялся сбор рабочей группы "Инклюзивное образование"  Мною были представлены приёмы формирования УУД  и БУД на разных этапах урока.

                                                                                                                    Приёмы на уроках русского языка
ЖИВЫЕ БУКВЫ.

Оборудование:  набор букв.
1-й вариант: Каждому ряду учеников дается набор букв – на каждого ребёнка по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.
2-й  вариант: Педагог дает карточки с буквами каждому ряду , не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.  (например, название темы урока).
БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит : «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».
Педагог.Выпал снег и зацвели подснежники.
Дети. Так не бывает.
Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.
Падают жёлтые листья, дети  впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и  т.д.

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: «    Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»
В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.
Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года.

Посмотри в окно
Игровые действия: подобрать к предметам, которые обучающиеся видят за окном признаки. Например: небо серое, снег пушистый, деревья голые, день морозный и.т.д
ЗАПОМНИ СЛОВА!
  Ведущий игры (педагог или кто-то из детей) называет ряд слов(например, 4 – 6); дети должны повторить их  в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. В зависимости от задач урока для игры могут подбираться ряды слов, связанных или не связанных друг с другом по смыслу.

ЦЕПОЧКА

Первый игрок ( педагог или ребёнок ) называет слово, следующий игрок подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребёнок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры – на разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры ( например, придумывает несколько слов на заданный  звук ). Усложнить игру можно, называя слово на третий звук предыдущего слова.

СЛОГ- ШАГ.

Ведущий (педагог или кто-то из детей) дает каждому игроку заданию: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперёд!», «Сделай шаг вперёд !».
Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько  слогов, сколько шагов  ему предложено сделать и чётко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один произнесённый слог. Жетон вручается игроку, правильно «прошагавшему» слово.
ПУТАНИЦА.

Оборудование: наборы слогов.
Создаётся игровая ситуация:  Буратино неправильно составил из слогов слова. У него получилось, например, следующее: ба-ры ,ва-со, за-ко ,  ба-со-ко, ро- во – на и т.д.
Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.
Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составленных слов.
БИБЛИОТЕКА.

Оборудование: две-четыре стопки книг в зависимости от числа играющих команд.
Каждой команде ведущий дает одинаковое количество книг и предлагает разложить их так, чтобы фамилии их авторов располагались по алфавиту.
Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает та команда, которая первой выполнит работу без ошибок.
БУКВЕННАЯ ЭСТАФЕТА.

Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы  учитель называет первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописывает ещё одну, потом  передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.
Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

ПОДБЕРИ ПАРУ.

Оборудование: набор карточек  с написанными на них словами у каждого из игроков.
Педагог предлагает детям из имеющихся карточек составить пары слов так, чтоб в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой .Выигрывают первые пять учеников, подобравшие пары слов.
Примерный материал : пар- парк, кот – крот, роза – гроза, рот – крот , сук – стук , ком- корм , каска – краска , зал – звал ,лещи – клещи ,бор – борщ ,ужи – лужи ,ужи – ужин , утка – шутка ,кран – экран , лапа – лампа ,  ус – бусы , ос – кос , сорока – сорок, стол – ствол , так –танк , сон – слон , сор – спор ,дал – ждал.

БОЛЬШАЯ БУКВА.

Оборудование: набор карточек-заказов для ведущего и карточки с написанными на них словами для игроков.
Ведущий , перемешав свои карточки, делает по ним заказы, например, название реки. Те,  кого есть соответствующие карточки, сдают их ведущему. Игра идет быстро. На заказ могут откликнуться сразу все играющие. Ведущий проверяет поданные карточки и, если кто-нибудь из играющих ошибся, возращает карточку.
Выигрывает тот, кто первым сдаст свои карточки (не ошибется и не прозевает).
Примерный материал: карточки-заказы для  ведущего:
Требуется  фамилия писателя.
Требуется фамилия композитора.
Требуется фамилия художника.
Требуется  название страны.
Требуется название города.
Требуется название реки.
Требуется название газеты.
Требуется название журнала.
Требуется название сказки.

Карточки для игроков: Чайковский, Левитан, Москва, Россия, Нева, «Огонёк», «Колобок», Пушкин, Глинка, Айвазовский, Китай, Санкт-Петербург, Волга, «Весёлые картинки», «Дюймовочка»,  Некрасов, Бетховен, Васнецов, Франция, Киев, Днепр, «Золушка»,Крылов, Мусоргский, Репин, Чехия, Волгоград, Обь, «Теремок»,Толстой, Римский-Корсаков, Саврасов, Болгария, Одесса, Ока, «Репка»,   «Известия» и т. д.

Шифровальщики
1) Представьте, что вы разведчики и вам нужно расшифровать послание, которое вы перехватили у противника

Ы   Ь  Б  Т  Н   А  В  Л  Д  Е  У  М  И
13  4  1  5   8  11 7 12  3  6  2 10  9

(Б у д ь т е  в н и м  а  т  е л  ь  н ы!)
1 2 3 4 5 6 7 8  9 10 11  5 6 12 4 8 13
2) Расшифруйте слова
Д    А    С   В  О  Л  Б  Е  Р   З     Н   М    П     К
1    2    3  4    5  6  7  8  9  10    12  13  14   15
3,5,15 (сок)
7,2, 12, 2, 12  (Банан)
14,9, 2, 4,1,2  (правда)
  13, 8,6,5,15   (мелок)
                                                                      Приёмы на уроках математики
Математическая разминка.
Весёлые вопросы:
Сколько всего пальцев на руках и ногах?
Название какой пьессы-сказки начинается с числа 12?
Сколько лап у трёх кошек?
Сколько времён года?
Сколько дней недели?
Какого роста дюймовочка? (1 дюйм-2,5 см)
Какого роста мальчик-с-пальчик ?(размер пальчика ребёнка примерно 5 см.)
Какого роста мужичок-с-ноготок? (размер ногтя ребёнка примерно1 см)

1. Назовите 4 вида транспорта.
2. Сколько крыльев у блохи? (их нет)
3. Кто учредил самую известную премию мира? (Нобель)
4. Мамин день (8 марта)
5. Первый весенний месяц (март)
6. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (когда он находится в этом автомобиле)
7. Как перечислить пять дней недели, не называя их?
8. Наименьшее двузначное число. (10)
9. Если книга дороже тетради, то тетрадь… (Дешевле книги)
10. Что будет «завтра», а было «вчера». (Сегодня)
11. Что тяжелее 1 кг свинца или 1 кг пуха? (Равны)
12. Сколько секунд в 2 минутах? (120)
13. Квадрат, пятиугольник, круг. Что это? (Геометрические фигуры)
14. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Перчатки)
15. Самая большая единица измерения длины. (Километр)
16. На часах-    13:00. Назовите время суток. (День)
17. Сколько цифр в числе 100? (3)
18. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля на двух ногах? (Тоже 3 кг)
19.   У 7 братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
20.     Если сын в 3 раза младше папы, то папа…(в 3 раза старше сына).
21.   Наибольшее трёхзначное число? (999)
22.     У него нельзя найти ни конца, ни начала. (Кольцо, обруч)
23.   Самая маленькая единица измерения времени. (Секунда)
24. Уменьшаемое, разность – чего нет? (Вычитаемое)
25. 17 увеличь на 5. (22)
26. Что это? Назвать, одним словом. СМ, ММ, ДМ, М, КМ. (Единицы измерения длины)
27.    Какая разница между числом и цифрой? (Цифры от 0 до 9)
33 попугая
С помощью каких мер можно измерить хвост удава?
Обучающиеся вспоминают мультик, где измерение длины хвоста удава было в попугаях. Далее дети измеряют верёвку с помощью линейки и метра и делают выводы
Задачи в стихах.
Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам
больше обычных. Они звучат эмоционально, легче запоминаются.
Задачи в стихах можно использовать в любом классе, если они соответствуют уровню знаний учащихся.
Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?
(Всего птиц – 56; гагар – 8; уток – 16; гусей – 8; лебедей – 24.)
Сколько лет?
– Я на два года старше льва, –
Сказала мудрая сова.
– А я в два раза младше вас, –
Сове ответил дикобраз.
Лев на него взглянул и гордо
Промолвил, чуть наморщив нос:
«Я старше на четыре года,
Чем вы, почтенный иглонос».
А сколько всем им вместе лет?
Проверьте дважды свой ответ.
А ты сумел найти ответ?
Ну, до свиданья, всем привет!
Начнём с хвоста
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног,
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
«Сколько было петухов?»
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят.
(Льву – 10 лет, сове – 12 лет, дикобразу – 6 лет. Всего – 28 лет.
Поросят – 4, петухов – 7.)
                                                       СОСТАВЬ СЛОВО.
На доске записаны    примеры:

            5 * 9 =        6 * 7 =
             7 * 9 =        9 * 4 =
             12 : 4 =      49 : 7 =
             9 * 3 =       5 * 4 =
              12 * 2 =       9 * 3 =
К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу его примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, выигрывает.
В данной игре осуществляется межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.

НЕ ПОДВЕДИ ДРУГА.

К доске выходят одновременно два ученика (возможно и четыре). Учитель читает пример, например 6 * 7, и предлагает составить пример на умножение или деление с такими же числами. Первый ученик составляет примеры на деление, второй - на умножение, записывают на доске. Если примеры составлены и решение верно, поощряют ребят.
В этой игре главное акцентировать внимание на способе нахождения частного по известному произведению и обратно – более прочное усвоение связи компонентов действий.
“Гном”
Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

4 5 7   
80 В Ё П    84,  87,  27,  55,  85,  54
50 Д Р М   
20 О О Е    Ответ: вперёд.

“Сбежавшие числа”
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Материал игры: таблички с числами.

1    3    6    9   
                   
11    13    16    19   
                   
2    6        10    14   

Содержание игры:
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
Данные приёмы представлены из личного опыта и с помощью ресурсов Итернет. 
Представленные приёмы помогут учителю достичь цели в формировании УУД /БУД на каждом этапе урока . Далее прикреплена таблица формирования УУД

0

2

Марина Владимировна, спасибо большое за интересные приёмы, игровые упражнения! Очень ценно, что в дети не получают готовые знания, а включены в активный поиск.

0

3

Да, копилочка актуально всех педагогов района. Спасибо коллега!

0