Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Логопедия » Приёмы коррекционной работы с детьми РАС


Приёмы коррекционной работы с детьми РАС

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

8 июня состоялся КООП специального образования, на котором я представила приёмы коррекционной работы с обучающими, имеющими расстройства аутистического спектра. В своём выступлении я представила характеристику поведения детей с атипическим аутизмом: нарушение социальных контактов; нарушения поведения; ограниченные интересы и особенности игры; склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям); нарушение вербального мышления; расстройства интеллектуальной сферы (фрагментарное восприятие, замедленная обработка информации, быстрая потеря интереса,нарушение абстрактного мышления, отсутствие речи) ; нарушенное чувство самосохранения; особенности походки и движений и др.
   Далее были раскрыты условия для сопровождения детей с РАС:
- комплексная помощь: активное участие в развитии ребёнка родителей, педагогов, специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, психиатра, психотерапевта;
- сохранение охранительно-педагогического режима: проведение занятий в знакомых для ребёнка кабинетах; доброжелательное отношение; чередование произвольной деятельности с отдыхом; исключение стрессовых ситуаций из вне( посторонних шумов и звуков; незнакомых людей);
-соблюдение санитарных норм: неяркий цвет стен и штор на окнах, освещение лампами накаливания, отсутствие сенсорно-насыщенных материалов в кабинете (усиливают ощущения перегрузки информацией);
-уважение к  индивидуальным потребностям ребёнка с РАС: принятие на занятиях аутостимуляций (либимых игрушек, книг, верёвочек, шуршащих предметов  и др.)
   Вниманию участников КООП спец.образования были представлены самые распространённые на сегодняшний день методы работы с  детьми-аутистами: АВА-метод прикладного анализа поведения и FLOORTIME-игровое взаимодействие.
                                                                                                   АВА
   На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".
В АВА терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5 3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения("вмешательство").
Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух трех часов (делая за это время пять шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два три специалиста, и ребенок получает пять шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два три человека) и больших (пять десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Савельева Ю. Л.
   В чем суть АВА-терапии
Метод АВА-терапии – это усиленная обучающая программа, основанная на принципах бихевиоризма. Этот метод стали практиковать сначала в Америке, но сегодня он пользуется большим успехом и в России. Его суть – привить бытовые и социальные навыки детям с разными формами аутизма через систему поощрений и последствий. Вырабатывая у ребенка реакцию на стимул через положительное поощрение, прививаются необходимые в обществе типы поведения, усиливается развитие. Знающий поведенческий аналитик может также «загасить» вредные реакции ребенка, которые препятствуют развитию, используя отсутствие поощрения.

АВА-терапия широко применяется в лечении аутизма людей любого возраста. Но чем раньше начать лечение с применением данного метода, тем лучше результат. Клинические испытания также подтверждают, что терапия хорошо помогает при аутизме любого спектра и разных форм: от легкой до тяжелой. По мнению многих специалистов, АВА-метод имеет также и отрицательные стороны, в частности, отсутствие переноса отработанного навыка в одном месте в другую среду. Например, навык снимать верхнюю одежду при входе в дом, может не применяться ребенком в детском саду или школе. А также многие психологи считают, что развивая конкретный навык, ребенок не развивается в целом. Но если совсем не использовать этот метод, то ребенок не освоит даже простых действий и не научится желательному поведению дома, а в худшем случае – деградирует.
АВА-терапия всегда приносит положительные результаты, если с ребенком с РАС занимается специалист. Больные дети после освоения базовых умений (при тяжелых формах) на начальных этапах работы с поведением и навыками переходят к более сложным, более спонтанным, в том числе к коммуникации, социализации и творчеству. После освоения примитивных форм поведения в системе данной терапии тоже есть место играм, танцам, спорту, рисованию. Это не только жетоны и карточки за столом. Это работа грамотного специалиста, который понимает, в каком направлении надо двигать ребенка, какие проблемы мешают ему развиваться, как выстроить программу на данном этапе. В зависимости от уровня расстройства и развития ребенка выбирается подход. Это может быть как обучение отдельными блоками (техника похожая на тренинг с карточками регулярная), так и обучение в естественной среде, где грамотное сопровождение позволяет ребенку самому научиться играть с другими, убирать игрушки, делать бутерброды и т.д.

Методика реально работает при согласованном взаимодействии АВА-терапевта с родителями, при понимании задач и общих целей, особенно на начальных этапах относительно поведения или базовых навыков самообслуживания, имитации, коммуникации, а также в плане развития речи. Это не исключает танцы, пение, бассейны, рисования, физкультуру, и вообще учет интересов ребенка. Главное идти от потребностей ребенка, понимать, что ты делаешь и зачем. Родители вправе сами выбрать методику корректировки поведения ребенка, но должны быть вдохновленными и понимать суть своих действий. АВА-терапия позволяет в более короткие сроки минимизировать нежелательное поведение и снизить самоагрессию ребенка. Качественное лечение во многом зависит от правильно выбранного подхода, поскольку в каждом отдельном случае прикладной анализ поведения индивидуален. Техники терапии могут быть схожими, но по-разному применяться к детям разного возраста и уровня развития.

Техника АВА-терапии
С одной стороны, техника АВА-терапии напоминает дрессировку: ребенка просят выполнить инструкцию, при правильном выполнении поощряют сладостями, а при неверном – наказывают. Но это только на первых этапах в случаях глубокого аутизма при низкой мотивации, когда другие методы не срабатывают, в дальнейшем материальные поощрения заменяют социальными, ласковые прикосновения, словесная похвала, переход к любимому занятию, концентрация внимания. Для облегчения понимания речи используют карточки PECS с изображением предметов обихода, действий.
В работе с детьми-аутистами очень важно придерживаться строгого распорядка дня. Жизнь «по схеме» на начальном этапе терапии облегчает освоение навыков и формирует социально-приемлемое поведение. Например, ребенок проснулся, у него на стене висит «маршрут» сегодняшнего дня в виде картинок: пойти в туалет, умыться, почистить зубы, переодеться, сесть за стол, позавтракать, убрать (помыть) посуду и т.п. Существует специальный сигнал для начала занятия, это может быть карточка (на первом этапе), таймер, визуальные часы, на следующих этапах ребенку достаточно строго сказать: «заниматься» или «играть». Говорить длинными предложениями с аутистами не нужно, поскольку они не могут усвоить большого количества информации, достаточно короткой фразы, сказанной директивным тоном. Важно при этом смотреть в глаза ребенку, фиксация взгляда – один из первых навыков, который должен усвоить ребенок с РАС, поэтом этот навык обязательно все время закреплять и довести до автоматизма.

Один из методов АВА-терапии – обучение отдельными блоками по четкому систематическому протоколу. Освоение каждого навыка делится на мелкие отдельные части, которые отрабатываются один на один с инструктором, которым может стать как специально обученный человек, так и родитель, и воспитатель в детском учреждении. На начальных этапах для эффективного вмешательства методы АВА-терапии нужно использовать 40-60 часов в неделю. На освоение какого-то одного навыка, например, приучение ребенка к горшку, может уйти много времени, от двух месяцев до полугода. Для начала нужно выяснить причину, почему ребенок мочится в штанишки, возможно причина физиологического характера, нервные импульсы не поступают, и ребенок не чувствует, что он мокренький. Здесь возможно потребуется медикаментозное вмешательство, а только потом воспитательные приемы. Методично нужно усаживать его на горшок, используя каждый раз при положительном результате пищевые поощрения.

Метод поведенческого анализа может успешно совмещаться с речевой терапией, с методом сенсорной интеграции, кинезиотерапией, с методикой альтернативной коммуникации и другими. АВА-терапия – это систематический подход к развитию и поддержке социально приемлемых форм поведения. Если же ребенок ведет себя нежелательным образом, то прикладной поведенческий анализ выявляет и поддерживает замещающий тип поведения. Например, если ребенок кусается, для начала нужно понять, почему он это делает. Если с целью привлечения внимания, то нужно заменить это нежелательное действие, показав карточку, например, с приветствием, на другой положительный тип поведения, который также привлечет внимание. Если своими укусами ребенок выражает агрессию, то нужно ему также дать почувствовать неприятные ощущения, например, крепко сжать запястье и сказать: «нельзя кусаться». Важно найти терапевта с подготовкой и опытом работы в области АВА-терапии, который поможет разобраться в каждом неадекватном поступке ребенка-аутиста.

Как переключить ребенка от приятного занятия к нужному
Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок-аутист не желает бросать понравившееся занятие, например, электронную игрушку, чтобы пойти обедать или не хочет уходить с прогулки домой. Устраивает скандал, кричит, кусается. Для замещения нежелательного поведения необходимо заранее сказать малышу: «мы пойдем на прогулку, но когда прозвенит звонок на таймере, мы отправимся домой». Для переключения внимания с компьютерной игры на необходимый дальнейший ритуал можно использовать визуальные часы, которые наглядно будут показывать обратный отсчет времени. Также ребенка нужно все время предупреждать: «посмотри, до конца твоей игры осталось 10 минут, 5 минут, 3 минуты и т.п. Для выработки желательного поведения нужно придумать поощрение, которое будет стимулировать ребенка к замещающему поведению. Например, когда ты покушаешь, мы пойдем на детскую площадку, или, когда мы вернемся с прогулки, ты поиграешь 10 минут в свою любимую компьютерную игру или посмотришь мультфильм.
Важно использовать язык «сначала…, а потом…». Также необходимо планировать день и проговаривать: сначала мы пойдем в зоопарк, потом придем домой пообедаем, потом позанимаемся, потом ты посмотришь свой любимый мультик и т.д., чтобы каждое новое сообщение не показалось ребенку неожиданным. Переходы и переключения нужно практиковать и натренировать еще дома, чтобы потом на публике ребенок не закатывал истерики и не проявлял нежелательного поведения. Также очень важно, чтобы все взрослые в окружении ребенка тоже вели последовательный образ жизни, показывая достойный пример для подражания.
Внимательно нужно следить за речью и не произносить одновременно нескольким людям директивных фраз в присутствии больного ребенка. В один момент – один голос, одна короткая отрывиста фраза. После произнесения вслух нужной информации ребенку нужно дать время ее переварить, не добавляя лишних, ненужных предложений. Мир ребенка-аутиста и без того наполнен хаосом, поэтому не нужно делать резких выпадов, не производить громких звуков, не мельтишить перед глазами и не забивать его мозг потоком информации
                                                                       МЕТОДЫ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ (FLOORTIME-игровое взаимодействие)

Если вы ищете пути для построения социальных навыков у аутичного ребенка, рекомендуем вам обратить свое внимание на методы игровой терапии для работы с детьми с аутизмом. Игровая терапия может помочь аутичным детям в улучшении навыков коммуникации и навыков межличностного общения. Этот вид терапии, как правило, предполагает сосредоточение на интересах ребенка, а также поощрение взаимодействий, основанных на его любимых занятиях.
Игровая терапия является частью области психического здоровья с начала двадцатого века. В процессе психотерапии специалисты помогают детям делиться своими эмоциональными потрясениями, тревогами, горем, поведенческими проблемами, неврологическими заболеваниями и психическими заболеваниями через игровую деятельность. Игровой процесс, которым управляет терапист, помогает детям:

• Узнать больше о своих эмоциях
• Лучше общаться с другими людьми
• Развить навыки решения проблем
• Справляться с поведенческими проблемами
• Разработать механизмы решения проблем на собственном уровне комфорта

Специалисты рекомендуют игровую терапию, потому что игра - это образ мышления ребенка, то, как он справляется со своими эмоциями и взаимодействует с другими людьми. Подготовленный терапист, управляя игровым процессом ребенка, может научить его тому, как справляться со сложными ситуациями или чувствами.
Игровая терапия при аутизме

Дети с аутизмом также могут извлечь пользу из игровой терапии. Лечение фокусируется на развитии языка и речи, социальных навыков и навыков построения межличностных отношений. Она также может оказаться полезной для решения сенсорных проблем и поощрения желаемого поведения.

Методы игровой терапии при аутизме

К игровой терапии для работы с детьми с аутизмом, как правило, относят такие методы, как Floortime, проект P.L.A.Y. и ненаправленная игра.
Модель DIR: Floortime

Наиболее популярным видом игровой терапии при аутизме является метод DIR – «модель, основанная на развитии, индивидуальных различиях и взаимоотношениях» (Dr. Stanley I. Greenspan), также известная как Floortime. Floortime представляет собой подход, в рамках которого процессом игры управляет ребенок, а его игры с родителями, учителями и терапистами основываются на индивидуальных интересах самого ребенка. Терапевтическая игра направлена на достижение шести целей для каждой из вех развития:
• Интерес к окружающему миру и самосознание. Участие ребенка, проявляемое к событиям в окружающей среде, и его способность к пониманию своей окружающей среды  могут быть затруднены проблемами обработки сенсорных стимулов. Игровая терапия призвана привлечь ребенка к окружающей его среде и работать над любыми поведенческими или сенсорными проблемами взаимодействия, когда это возможно.
• Построение взаимоотношений. Игра помогает построению близости, поскольку ребенок начинает узнавать лица, звуки и распознавать речь. По мере того как ребенок становится все более опытным в этих областях, у него развиваются важные когнитивные и моторные навыки, которые помогают ему в усовершенствовании навыков коммуникации и построении взаимоотношений.
• Способность к двухсторонней коммуникации. Игровые занятия могут помочь ребенку обучиться двухсторонней коммуникации и лучше понять механизмы причинно-следственной связи и решения проблем, что будет способствовать когнитивному и социальному развитию.
• Комплексная и невербальная коммуникация. Комплексная коммуникация относится к невербальной коммуникации, такой как мимика лица, язык тела и жесты. Игра может помочь ребенку разобраться в значениях невербальных коммуникативных реакций других людей.
• Интерпретация эмоциональных идей. Эмоциональные идеи являются частью абстрактного мышления, и игра может помочь ребенку с их интерпретацией и участием в символических играх. Воображаемые игры зачастую вызывают некоторые затруднения у аутичных детей, потому родители и специалисты могут руководить игровым процессом, чтобы поощрить ребенка к воображаемой и символической игре.
• Выражение эмоционального мышления. Посредством игры ребенок может лучше разобраться в своих собственных эмоциях и эмоциях других людей. Игра может помочь ему в формировании механизмов управления эмоциональными реакциями в стрессовых ситуациях.
Подготовленный специалист может помочь родителям разработать план внедрения Floortime в жизнь их ребенка, а также дать рекомендации в отношении конкретных ситуаций и обстоятельств, связанных с ним.
Проект P.L.A.Y.
Проект «Игра и речь у аутичных детей» (The Play and Language for Autistic Youngsters - P.L.A.Y.) представляет собой лечебную программу, основанную на работе доктора Гринспена и его методике Floortime, но с большим акцентом на индивидуальном участии родителей, а также на сотрудничестве родителей с экспертами в области аутизма. Доктор Ричард Соломон создал проект P.L.A.Y. в 2001 году. Эта программа соответствует рекомендациям Национальной академии наук в отношении лечения аутичных детей. Методика проекта включает в себя:

• Раннюю диагностику и вмешательство
• Интенсивный терапевтический план, предполагающий 25 учебных часов в неделю
• Игровые занятия, представляющие собой индивидуальное взаимодействие педагога / игровых партнеров с аутичным ребенком
• Увлекательные игры для каждого из этапов развития

Исследование ненаправленной игры (2007)
Источник: http://autism.lovetoknow.com/Play_Therapy_Techniques
Read more: http://autism-aba.blogspot.com/2014/07/ … z5HnuAdWQZ

Для более углубленного изучения специфики коррекционной работы с детьми РАС предлагаю следующую литературу:

-Признаки аутизма у детей. Внешние признаки, особенности поведения ребенка с аутизмом. 07.04.2017, Автор: Подлеснова А. Ф.;
- Улла Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге" Под редакцией Е.В. Клочковой;
- Стенли Гринспен "На ты с аутизмом" (глава4);
-Максимова Е.В. "Уровни общения";
-Арес Э.Д. "Ребёнок и сенсорная интеграция";
- Ольга Богдашина " Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме";
-Ольга Богдашина "Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера"
- Стивен Шор "За стеной" (личный опыт: аутизм и синдром Аспергера
-"Аутизм и работа". Книга о трудоустройстве детей РАС. сайт: solnechnymir.ru ("Наш солнечный мир")

0

2

Марина Владимировна, спасибо за грамотное изложение  приёмов коррекционной работы с обучающими, имеющими расстройства аутистического спектра.  Вы смогли достаточно полно и доступно раскрыть  такую очень сложную, не до конца изученную тему, представить  методы работы с  детьми-аутистами: АВА-метод прикладного анализа поведения и FLOORTIME-игровое взаимодействие.

0

3

Я думаю, коллеги будут Вам благодарны за обобщение опыта.

0


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » Логопедия » Приёмы коррекционной работы с детьми РАС