Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Хочу поделиться эффективной кейс-технологией, направленной на приобретение детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями новых компетенций.
Проект получил высокую экспертную оценку и победил во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л. С. Выготского
Ссылка на видеоматериалы о реализуемой практике
https://www.youtube.com/watch?v=FxW-GMT … tion=share
Направление практики: ОВЗ, инклюзия на уровне образовательного учреждения.
Кейс-технологию может использовать любой педагог из любой образовательной деятельности, специального дополнительного обучения не требуется. Важно педагогу в процессе обсуждения кейса воздерживаться от ответов на вопросы, а давать слово детям, чтобы они сами отвечали на них, также не менее важно анализировать ситуацию через вопросы: «Как ты думаешь, в чём здесь проблема?», «Что бы мы могли сделать?», «Как думаешь, что может произойти, если…?». Очень ценен сам процесс обсуждения, дискуссия, когда в рассуждении рождается решение.
Кейс-технология берёт своё начало в Гарвардской школе бизнеса XХ веке, объединив в себе и метод проектов, и ролевые игры, и ситуативный анализ ситуации, что помогает применить на практике изученное. Изначально кейс-технологии составляли основу для обучения студентов юристов и менеджеров, их дальнейшей профессиональной деятельности, когда они активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию. На сегодняшний день кейсы адаптированы и могут использоваться для детей.
Существуют различные варианты кейсов:
-кейсы-фото или иллюстрации – (картинка с ситуацией, требующей анализа и разрешения);
-кейсы-драматизации - (дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают ситуацию);
-кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – (детям предъявляется начало произведения. … возможность увидеть развитие событий);
-кейсы-наоборот – (дети знакомятся с «последствием», постигшим ребенка, с наказанием, со словами, которые были сказаны взрослыми, и пытаются понять, какой опасности подвергался ребёнок);
-кейсы-варианты развития событий – (педагог предлагает детям несколько возможных вариантов развития событий, которые привели к ситуации на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение);
Размышляя, какой именно кейс выбрать, просматривая варианты печатных кейсов (иллюстрации, фото, картины), видео кейсов (фильм, аудио и видео материалы), я решила создать новый предметно-игровой кейс из подручных материалов. Для комнат медведей с помощью дырокола и тесёмки скрепила по три доски для лепки, обои, ковры сшила из ткани, фигурки медведей и мебель для комнат распечатала на цветном принтере, обклеила картоном и скотчем
Я работаю в логопедической группе с детьми, испытывающими трудности в освоении новых умений, навыков, а также имеющими бедный словарный запас, практически не сформированный лексико-грамматический строй, слабую мотивацию к деятельности. В настоящее время возникло реальное противоречие между объективным ростом требований к развитию воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью эффективных технологий логопедической работы.
Актуальность:
Размышляя, как менять деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, я задала себе вопрос: «А смогут ли дети применить знания, которые мы с ними осваиваем, в свободной деятельности?»
Изучая литературу, инновационный опыт работы педагогов, я обратила внимание на кейс-технологию, противопоставленную таким видам работы, как повторение за педагогом, ответы на вопросы, пересказ готового текста.
Мне показалось важным, что те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался, можно проиллюстрировать с помощью ситуации, которая должна заинтересовать ребёнка, быть ему по силам, не содержать подсказок относительно решения проблемы, в ней должно содержаться достаточно информации. Очень важно правильно сформулировать вопрос, содержащий задание и мотивацию на решение проблемы. Дети изучают ситуацию, разбираются в проблеме, затем предлагают возможные пути решения и совместно со взрослым выбирают самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Гипотеза:
При использовании кейс-технологии происходит краткосрочное обучение на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленное не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых коммуникативных компетенций.
Задачи:
• Разработать практические материалы к кейс-технологии.
• Организовать практическую работу с детьми на основе кейсов.
• Научить воспитателей использовать кейс-технологию в деятельности.
• Простроить взаимодействие с родителями, используя подготовленный материал.
Для работы необходимо подготовить кейсы:
- -описание конкретной ситуации;
- дидактические материалы;
- задания к кейсу.
Важно, что в процессе деятельности дети включены в активный поиск, ставят перед собой вопрос «что я знаю?» По данной проблеме формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении принимаются все версии, идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Педагог выступает в качестве проводника, подталкивая дошкольников к размышлению, внимательно выслушивает их ответы. Дети актуализируют и обобщают имеющие сознания по данной проблеме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
Результативность практики прослеживается в положительной динамике формирования коммуникативной компетентности и развития творческой инициативы воспитанников. В индивидуальных картах на основании результатов обследования в процессе наблюдения видно, что у каждого ребёнка "сегодняшнего" есть изменения относительно самого себя "вчерашнего".
Дети начинают соотносить свои устремления с интересами других; продуктивно взаимодействовать друг с другом, решая общую задачу; получать необходимую информацию в общении, выслушивать другого и приходить к общему решению; отстаивать свою точку зрения, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, принимать помощь.
Результат по проекту:
Для детей:
- Успешно сотрудничают, работают в паре, в группе.
- Успешно договариваются друг с другом.
- Действуют без пошагового контроля.
- Создают свой собственный замысел.
- Осваивают монологическую, диалогическую речь, лексико-грамматические средства языка.
- Демонстрируют различные позиции и точки зрения.
Для педагогов:
- Осуществляют инновационную деятельность по использованию кейс-технологии.
- Развивают свою профессиональную компетентность.
- Создают благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для творческого и речевого развития детей.
Для родителей:
Повышение их активности, заинтересованности; рост посещаемости совместных мероприятий с детьми.
Один из неожиданных результатов, помимо запланированных, то, что дети сами пытаются придумать продолжение истории, говорят: "А ещё же можно двор украсить, в саду фрукты, в огороде овощи..." И такая мысль (о продолжении) пришла в голову многим детям. Они спрашивают: "А можно мы дома с мамой нарисуем ещё такую одежду? А я с папой машинку Мишутке сделаю", "Интересно, какое блюдо понравится сестрёнке?" и тп. Мне кажется, что заинтересованность, инициативность, активность детей - лучший показатель успешности практики.
Отредактировано Алла Зинарева (2019-03-21 04:19:25)