Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кейс-технология

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Хочу поделиться эффективной кейс-технологией, направленной на приобретение детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями новых компетенций.

Проект получил высокую экспертную оценку и победил  во Всероссийском  конкурсе стипендий и грантов им. Л. С.  Выготского

http://s8.uploads.ru/t/MPD37.png

Ссылка на видеоматериалы о реализуемой практике

https://www.youtube.com/watch?v=FxW-GMT … tion=share

Направление практики: ОВЗ, инклюзия на уровне образовательного учреждения.

       Кейс-технологию может использовать любой педагог из любой образовательной деятельности, специального дополнительного обучения не требуется. Важно  педагогу   в процессе обсуждения кейса воздерживаться от ответов на вопросы, а давать слово детям, чтобы они сами отвечали на них, также не менее важно  анализировать ситуацию через вопросы: «Как ты думаешь, в чём здесь проблема?», «Что бы мы могли сделать?», «Как думаешь, что может произойти, если…?».   Очень ценен сам процесс обсуждения,   дискуссия, когда в рассуждении рождается решение.

       Кейс-технология берёт своё начало в Гарвардской школе бизнеса  XХ веке, объединив в себе и метод проектов, и ролевые игры, и ситуативный анализ ситуации, что помогает применить на практике изученное.  Изначально  кейс-технологии  составляли основу для обучения студентов юристов и менеджеров, их  дальнейшей профессиональной деятельности, когда  они активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию. На сегодняшний день кейсы адаптированы и могут  использоваться для детей.

       Существуют различные варианты кейсов:
-кейсы-фото или иллюстрации – (картинка с ситуацией, требующей анализа и разрешения); 
-кейсы-драматизации - (дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают ситуацию); 
-кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – (детям предъявляется начало произведения. … возможность увидеть развитие событий);
-кейсы-наоборот – (дети знакомятся с «последствием», постигшим ребенка, с наказанием, со словами, которые были сказаны  взрослыми, и пытаются понять, какой  опасности подвергался ребёнок); 
-кейсы-варианты развития событий – (педагог предлагает детям несколько возможных вариантов развития событий, которые  привели к ситуации на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение);

       Размышляя, какой именно кейс выбрать, просматривая варианты печатных кейсов  (иллюстрации, фото, картины), видео кейсов (фильм, аудио и видео материалы), я решила создать новый предметно-игровой кейс из подручных материалов. Для комнат медведей с помощью дырокола и тесёмки скрепила по три доски для лепки, обои, ковры сшила из ткани, фигурки медведей и мебель для комнат распечатала на цветном принтере, обклеила картоном и скотчем

http://s7.uploads.ru/t/RxmlV.jpg

http://s7.uploads.ru/t/30Nmt.jpg

http://s7.uploads.ru/t/HvKkh.jpg

       Я работаю в логопедической группе с детьми, испытывающими трудности в освоении новых умений, навыков, а также  имеющими бедный словарный запас, практически не сформированный лексико-грамматический строй, слабую мотивацию к деятельности. В настоящее время возникло реальное противоречие между объективным ростом требований к развитию воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью эффективных технологий логопедической работы.

       Актуальность:
Размышляя, как  менять деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, я задала себе вопрос: «А смогут ли дети применить знания, которые мы с ними осваиваем, в свободной деятельности?»
Изучая литературу, инновационный опыт работы педагогов, я обратила внимание на  кейс-технологию, противопоставленную таким видам работы, как повторение за педагогом, ответы на вопросы, пересказ готового текста.

       Мне показалось важным, что те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался, можно проиллюстрировать с помощью ситуации, которая  должна заинтересовать ребёнка, быть ему по силам, не содержать подсказок относительно решения проблемы, в ней должно содержаться достаточно информации.  Очень важно правильно сформулировать вопрос, содержащий  задание и мотивацию на решение проблемы. Дети изучают ситуацию, разбираются в проблеме,  затем предлагают возможные пути решения и совместно со взрослым выбирают самый оптимальный путь выхода из проблемы.

       Гипотеза:
При использовании кейс-технологии  происходит  краткосрочное обучение на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленное не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых коммуникативных компетенций.

       Задачи:
• Разработать практические материалы к кейс-технологии.
• Организовать практическую работу с детьми на основе кейсов.
• Научить воспитателей использовать кейс-технологию в  деятельности.
• Простроить взаимодействие с родителями, используя подготовленный материал.

       Для работы необходимо подготовить кейсы:
- -описание конкретной ситуации;
- дидактические материалы;
- задания к кейсу.

      Важно, что в процессе деятельности дети включены в активный поиск,  ставят перед собой вопрос «что я знаю?»  По данной проблеме формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении принимаются все версии, идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Педагог выступает в качестве проводника, подталкивая дошкольников к размышлению, внимательно выслушивает их ответы. Дети актуализируют и обобщают имеющие сознания по данной проблеме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

       Результативность практики прослеживается в положительной динамике формирования коммуникативной компетентности и развития творческой инициативы воспитанников. В индивидуальных картах  на  основании результатов обследования в процессе наблюдения  видно, что у каждого ребёнка "сегодняшнего" есть изменения относительно самого себя "вчерашнего".             

       Дети начинают соотносить свои устремления с интересами других; продуктивно взаимодействовать друг с другом, решая общую задачу; получать необходимую информацию в общении, выслушивать другого и приходить к общему решению; отстаивать свою точку зрения, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, принимать помощь.

       Результат по проекту:

Для детей:

- Успешно сотрудничают, работают в паре, в группе.

- Успешно договариваются друг с другом.

- Действуют без пошагового контроля.

- Создают свой собственный замысел.

- Осваивают  монологическую, диалогическую   речь, лексико-грамматические  средства  языка.

- Демонстрируют различные позиции и точки зрения.

Для педагогов:

-  Осуществляют инновационную деятельность  по использованию кейс-технологии.

- Развивают свою профессиональную компетентность.

- Создают благоприятную  предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для  творческого  и речевого  развития   детей.

Для родителей:

Повышение их активности, заинтересованности; рост посещаемости  совместных мероприятий с детьми.

       Один из неожиданных результатов, помимо запланированных, то, что дети сами пытаются придумать продолжение истории, говорят: "А ещё же можно двор украсить, в саду фрукты, в огороде овощи..." И такая мысль (о продолжении) пришла в голову многим детям. Они спрашивают: "А можно мы дома с мамой нарисуем ещё такую одежду? А я с папой машинку Мишутке сделаю", "Интересно, какое блюдо понравится сестрёнке?" и тп. Мне кажется, что заинтересованность, инициативность, активность детей - лучший показатель успешности практики.

Отредактировано Алла Зинарева (2019-03-21 04:19:25)

0

2

Очень радует, что в нашем районе есть такие инициативные коллеги!
Спасибо Вам, Алла Камильевна за предоставленный опыт!

0