8 ноября 2019 года состоялся сбор участников РМО учителей специального образования. В ходе знакомства с документацией прозвучала просьба от педагогов-психологов сделать подборку нормативных документов,регламентирующих их  работу . Направляю ссылку и сам документ

https://cloud.mail.ru/public/2xkP/3gAiR1RbC

                                                                         Министерство образования Российской Федерации

                                                                                        ПРИКАЗ от  22.10.99      № 636

Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
     Е.Е. Чепурных.

Министр            В.М. Филиппов

Приложение к приказу

Минобразования России
от  22.10.99  № 636

ПОЛОЖЕНИЕ
о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства  образования Российской Федерации (далее - Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения ВУЗов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования; развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав  детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями Службы являются:
* содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;
* содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых  для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
* оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
* содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи Службы:
* психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
* содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
* формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
* содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
* психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
* профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
* участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
* участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
* содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
* содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СЛУЖБЫ
7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами)  или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощь  участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениях, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.
9. Научно-методическое обеспечение деятельности службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.
10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
• психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
• психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
• психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
• психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемая на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
• консультативная деятельность -  оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СЛУЖБЫ
11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.
13. Служба работает в тесном контакте  с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

Инструктивное письмо
Минобразования России
от 24.12.01 №29/1886-6

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения ВУЗов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
• на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную, культурно- просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертно-консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
• остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, супервизорство и др.); заполнение аналитической и отчётной документации.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учётом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за её пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.
Письма Минобразования России №3 от 01.03.99 и №27/970-6 от 01.03.2000 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Заместитель Министра                                                        Е.Е. Чепурных
ПРОЕКТ

О рабочем времени педагога-психолога

Количество общего рабочего времени в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.
В целях рациональной организации работы педагога-психолога образовательного учреждения в правилах внутреннего распорядка целесообразно учитывать рекомендации, представленные в инструктивном письме от 24.12.2001  № 29/1886-6.
Согласно этому документу общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную и культурно-просветительскую работу с обучающимися, экспертно-консультационной и профилактической работе родителями и педагогами (I).
18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и другую (II).
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Кроме того, в соответствии с запросами администрации образовательного учреждения, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться. Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды работ и согласовывается с администрацией образовательного учреждения.






Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога
(по видам деятельности)

Виды работ I II
                                               Время на один прием / Общее время в месяц      Время на подготовку или анализ/ Общее время в месяц
Индивидуальное психологическое обследование       1 -1,5 час/ 15 часов         0,5 – 1 час/ 10 часов
Групповое психологическое (скрининговое) обследование 1 - 1,5 часа/3 часа          3 - 3,5 часа/7 часов
Индивидуальная консультация                                         1- 1,5 часа/15 часов  0,3 часа/3 часа
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие 0,5 – 1,5 часа/15 часов 0,3 часа/3 часа
Групповое развивающее и коррекционное занятие  1 – 1,5 час /20 часов          1 час/20 часов
Просветительская работа                                    0,5 - 1,5 час/4 часа                   0,5 часа/2 часа
Экспертная работа                                                    2,5 - 3 часа/3 часа                  2 часа
Организационно-методическая работа    7 часов в неделю/28 часов
ВСЕГО                                                                             75 часов                    75 часов

Таким образом, в течение одного учебного года объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности, составляют:

 индивидуальное обследование: 100 - 150 человек;
 групповое обследование: 10 - 20 классов (групп).
 индивидуальная консультация: 100 - 150 консультаций;
 индивидуальное занятие: 100 - 150 занятий;
 групповое занятие: 200 занятий;
 просветительская работа со взрослыми: 40 занятий;
 участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях: 10 заседаний.










ПРОЕКТ

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТИ
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Предлагаем следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера педагога-психолога образовательного учреждения:
- План работы (на учебный год).
- График работы.
- Журнал учета видов работы.
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).
- Статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.

Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных  таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения  (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы

Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательного учреждения.
Схема оформления годового плана может быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности (табл. 1.)
Табл. 1
№ Виды деятельности Планируемые мероприятия Сроки Прим.
1 2 3 4 6
1 Диагностика   
2 Развивающая и коррекционная работа   
3 Консультирование   
4 Просветительская работа   
5 Экспертная работа   
6 Организационно-методическая работа   

График (расписание) на рабочую неделю
Табл. 2

Дни недели Планируемые мероприятия с указанием времени и места Примечание
Понедельник   
Вторник   
Среда   
Четверг   
Пятница   
Суббота   

График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю.

Рекомендации по оформлению
журнала учета видов работы

Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
Журнал является документом, на основе которого администрация контролирует деятельность практического психолога образовательного учреждения.
В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами: (табл. 3 - 10). Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.
Диагностика
Табл. 3

Дата, время ФИО, возраст От кого поступил запрос Характер диагностики Примечания и рекомендации
1 2 3 4 5
       

- Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например:  6 «Б» класс) и прикладывается список диагностируемых.
- Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяются несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности (табл. 3) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик (табл. 4).
Табл. 4

Название диагностической методики Основная направленность
Источник
1 2 3
   
Консультирование
Табл. 5

Дата, время ФИО, возраст, др. данные Причина обращения Характер консультации, тематика Прим.
1 2 3 4 5
       

- характер консультации – первичная, повторная и т.п.
- в ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации;
- в примечании делаются необходимые пометки в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту.

Развивающая и коррекционная  работа
Табл. 6

Дата С кем проводится  занятие Тема занятия Прим.
1 2 3 4
   

При проведении развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым они проводятся, с указанием цели, методов, форм работы, предполагаемого результата.
В примечании может быть указан промежуточный результат работы.

Групповая развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. (таб.7)
Табл. 7

Фамилия, Имя , класс/группа Даты занятий с отметками о посещении Прим.
1 2 3
               

Просветительская работа
Табл. 8

Дата проведения С кем проводится  занятие Тема занятия, форма занятия Прим.
1 2 3 4
   
Просветительская работа может проводиться в виде лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.

Экспертная работа
Табл. 9

Дата проведения Цель проведения, форма Прим.
1 2 3
   
К экспертной работе относится  участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Организационно-методическая работа
Табл. 10
Дата Содержание работы Прим.
1 2 3
   

К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической  литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- супервизорство;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета и др.

Рекомендации по оформлению
аналитического отчета и статистической справки.

В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно - количественные показатели по направлениям деятельности.
При написании данного отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.).
Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Таким образом, с учетом новых инструментально-методических средств, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.

В качестве промежуточной и итоговой отчетности предлагается составлять статистическую справку (табл. 11) за отчетный период, установленный в образовательном учреждении (четверть, триместр или др.)

Материалы в виде итоговых заключений по видам работ относятся к документации для служебного пользования.

Заключения по видам работы могут быть:
- по индивидуальной психодиагностике;
- по групповой психодиагностике;
- по индивидуальной развивающей или коррекционной работе;
- по групповой развивающей или коррекционной работе.

Заключения составляются в свободной форме или с использованием форм, представленных в различных специализированных литературных источниках.

Табл. 11

В целом проведено за ______________________ (период)
Всего приемов детей
Возрастные группы До 3 лет 3-5 лет 5-7 лет 7-10 лет 10-12 лет 12-15 лет Старше 15
           
Всего приемов взрослых    Родителей    Специалистов:
Проведено индивидуальных обследований    Первичных:    Повторных:
Проведено индивидуальных консультаций:    Детей:    Взрослых:
Проведено групповых  консультаций:    Для детей:    Для педагогов / родителей:
Проведено групповых диагностик Д.
                                                             В.    Количество детей на групповой диагностике:    Количество взрослых на групповой диагностике:
       
Проведено индивидуальных коррекционных занятий:    С детьми:    Со взрослыми:
Проведено групповых коррекционных занятий:    С детьми:    Со взрослыми:
Количество посещений детьми групповой коррекции:    Количество посещений взрослыми групповой коррекции:
Участие в проведении консилиума:    Плановых:    Внеплановых:
Проведено семинаров:    Для педагогов/ др. специалистов:    Для родителей:
Другие виды работ:





ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 31 июля 1998 г. № 867

г. Москва

Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-
социальной помощи

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С. Кириенко

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от  31 июля 1998 г.  № 867

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной  помощи.
Настоящее Положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется - учреждение) создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.
Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
2. Основными задачами учреждения являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической,  социальной, медицинской и юридической помощи детям;
оказание помощи другим общеобразовательным  учреждениям по вопросам  обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
3. Основными направлениями   деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам  (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с  возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи подросткам в профориентации,  получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное  консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации  порядке ответственность перед органами государственной власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей. 
5. В своей деятельности учреждение руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями государственного  учреждения  могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации;  учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организацию образовательного процесса, возникают у учреждения с  момента его государственной регистрации.
Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях; печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет самостоятельный  баланс,  осуществляет  бухгалтерский  учет  и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи ему  лицензии (разрешения).
10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать  дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).
11. Учреждение создается из расчета 1 учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении должна быть не более 9-12 человек.
Для детей дошкольного возраста в учреждении могут организовываться разновозрастные воспитательные группы.
12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

13. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно.
14. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ.
16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учреждении может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между учреждением и общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей (законных представителей) по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из региональных и местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом интересов и индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие  объединения по интересам.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
21. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, медицинские, инженерно-педагогические работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать образовательные учреждения;
с нарушением эмоционально-волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние  матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных  катастроф и другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании  заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основе документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением.
26. Родители  (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие  в деятельности учреждения в соответствии с его уставом,  знакомиться с материалами наблюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспитания и оздоровления детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности  в штате учреждения могут предусматриваться должности методиста, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей-специалистов, медицинской сестры, специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
31.  Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятельности учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей, проводят работу по правовому воспитанию детей и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный или специально закрепленный органом здравоохранения медицинский персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического характера, углубленную диагностику состояния физического и психического здоровья детей, оздоровительные мероприятия, консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
проходить медицинское обследование за счет средств учредителя (учредителей) учреждения.
34. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские  работники учреждения пользуются правами и льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим, инженерно-педагогическим и медицинским работникам образовательных учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда  работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основании решения аттестационной  комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств  учреждения, направляемых на оплату труда.

V. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом  учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором (контрактом).

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ
39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним  имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и  законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением;
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Учреждение  отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и  принадлежащей ему  собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, которые с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных  средств не влечет за собой снижения нормативов  и  (или)  абсолютных  размеров  финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в  соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество,  принадлежащее ему на праве  собственности,  за  вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Однако до настоящего времени вопрос о лицензировании, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в полной мере не решён.
В связи с тем, что установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений относится к федеральному ведению, а лицензия на право ведения образовательной деятельности выдаётся государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделённым соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии, назрела необходимость выработать единые критерии отнесения образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи по видам.
По мере решения данной задачи и обеспечивая единство федерального образовательного пространства, как принцип государственной политики в области образования, с учётом основных задач и направлений деятельности ППМС-центров, были разработаны организационно-функциональные схемы по видам указанных образовательных учреждений.
Значимость предлагаемых проектов рекомендаций определяется решением задач развития системы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, посредством нормативного закрепления правового статуса учреждений и их работников; возникновением инструмента и механизма контроля государства и общественности за качеством деятельности данных учреждений, соблюдением прав ребенка в области образования и требований к охране его жизни и здоровья.
Предлагаемые разработки могут быть рекомендованы к широкому использованию в практике образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи всех видов.

Виды образовательных учреждений
(I-V вид)

Государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

1. Центр диагностики и консультирования I вид
2. Центр психолого-медико-социального сопровождения II вид
3. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции III вид
4. Центр социально-трудовой адаптации и профориентации IV вид
5. Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения V вид