Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » Приёмы работы с текстом на уроке ОДНКНР


Приёмы работы с текстом на уроке ОДНКНР

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

МБОУ Черемушкинская СОШ
Конохова Татьяна Анатольевна

                                                                                            Приёмы работы с текстом на уроке

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе на тему:
                     «Береги землю родимую, как мать любимую»
              по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова
Алгоритм выполнения:
1. Прочитать текст.
2. Выполнить задание- Инсерт.
3. Заполнить таблицу.
4. Ответить на вопросы учебника.
5 Рефлексия (ответить на вопросы).
Текст для выполнения заданий
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство.
У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. «Человек без Родины, что соловей без песни» — гласит русская пословица, «Жить — Родине служить», «У чужой еды и вкус чужой» — так говорят на Кавказе, «На родной стороне даже дым сладок» — утверждает татарская пословица. В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека — мать. Предать Отчизну, не встать на её защиту считалось позорным.
В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались нравственные качества человека.
Задание:
Используя текст о герое якутского эпоса и иллюстрацию, составь его словесный портрет.
Нюргун Боотур Стремительный
Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищу Стремительный. Он борется за счастливую мирную жизнь людей, противостоит чудовищам, которые пытаются разрушить его страну и уничтожить всё живое. Герой изображается не только самым сильным, но и самым храбрым, самым красивым.
Строен станом, словно копьё,
Стремителен, как стрела,
Был он лучшим среди людей,
Сильнейшим среди людей,
Красивейшим среди людей,
Храбрейшим среди людей.
Не было равных ему
В мире богатырей.
Могущественный богатырь Нюргун повергает в ужас своих врагов.
Огромен он, как утёс,
Грозен лик у него,
Выпуклый лоб его
Крут и упрям;
Бьются, вздуваются жилы его —
Это кровь по жилам бежит.
Впалые у него виски,
Чутко вздрагивают нервы его…
Главный враг Нюргуна — трёхголовый огнедышащий восьминогий змей — страшное, злобное чудище. Он нападает на людей, разрушает их жилища, похищает женщин и детей.
Всё живое сжигает он
Смертоносным своим огнём.
Это он истребил племена…
Это он пожрал их стада,
Ближних соседей их перебил,
К дальним их соседям пришёл,
Обездолил их и угнал их скот…
Борьба с таким врагом по силам только Нюргуну. Только этот богатырь очистит родную землю от чудищ. И победил герой страшного змея, избавил свой народ от страданий.
Только он на ноги стал,
Только вкривь и вкось зашагал —
Сел на коня,
Полетел, как вихрь;
С севера, с юга
Объехал он
Огромную Землю-мать,
С восхода, с заката
Объехал он…
Осмотрелся кругом,
Осмотрел себя,
Крикнул голосом громовым:
— Вот я вырос!
Я в силу вошёл! —
Тройной замок отопру,
Трёхголосым горлом своим запою…
Задание:
Прочитайте башкирскую легенду об Урал-батыре.
Подготовьте ответы на вопросы:
«Какова главная мысль этой легенды?»;
«О каких нравственных качествах говорит герой?»;
«Имеют ли значение слова, сказанные Урал-батыром, для современных людей?».
Отважное сердце Урал-батыра
Жили-были два брата Урал и Шульген. Урал — смелый, добрый, мужественный, послушный сын. Шульген — злой, завистливый, не уважающий своих родителей. Много подвигов совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской.
Однажды Шульген решил затопить всю землю водой. В страхе пришли люди к Урал-батыру, молили они одолеть эту напасть. Тогда батыр (что значит «богатырь») собрал людей, что жили на земле, и взял их под свою защиту.
—Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской! — решил Урал-батыр.
Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Собрался народ возле смертного ложа Урал-батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово.
Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет:
—Не пейте воду в одиночку. Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю. А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми.
—И вам, сыновья, моё слово. На этих землях, что я освободил от врагов, устройте счастье людей. Чтите старшего по годам, не пренебрегайте его советами. Чтите молодого за молодость его, не лишайте его своего совета и участия.
—А всем вам скажу так — пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. Не сторонитесь добра, не уступайте дорогу злу!
Сказал так Урал-батыр и умер. Низко-низко склонили свои головы в скорби все люди.
Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт. Стала гора именоваться по имени батыра — Урал-гора. А вскоре и всю горную страну стали называть его именем — Урал.
Инсерт- система маркировки текста
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» – галочкой отмечается то, что известно,( я то знал);
«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, (вызывает сомнения);
«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным ( новое для меня);
«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки инсерта).
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу.
Таблица «Знаю – Узнал - Хочу узнать»
              Знаю            Узнал          Хочу знать

Ответить на вопросы учебника
Похожи ли герои фольклора разных народов? Какие качества их объединяют?
Вспомним детство: какие сказки, легенды, былины о любви к Родине рассказывали нам наши родные?
Рефлексия
Ученикам предлагается закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1)      Больше всего мне понравилось_________ .
2)      Самым интересным сегодня на уроке было
3)      Самым сложным для меня сегодня было
4)     Сегодня я понял(а) ____________
5)     Сегодня я научился _________

Источники:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013

Отредактировано Юлия Игоревна (2021-02-03 09:22:07)

0

2

Спасибо))

0


Вы здесь » Сетевое сообщество учителей-предметников Балахтинского района » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » Приёмы работы с текстом на уроке ОДНКНР